Вчера глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подтвердил, что поставка ракетных двигателей в США и их обслуживание прекращены в ответ на антироссийские санкции. Для России это означает остановку поступления иностранных средств, но не менее болезненным это решение может оказаться для военной космонавтики США. В ближайшие годы заменить российские двигатели просто нечем. Во всяком случае, гарантий быстрой замены нет.
Проект ракеты-носителя Vulcan Centaur компании ULA. Источник изображения: ULA
Двигатели РД-180 для ракет Atlas-5 уже поставлены в США прошлом году в полном объёме, предусмотренном контрактами. Получатель двигателей — компания United Launch Alliance (ULA) — поспешила объявить о завершении 20-летнего контракта с российским производителем НПО «Энергомаш» ещё в августе прошлого года.
Из закупленных у России двигателей РД-180 использовано 92 штуки. На середину прошлого года в запасе оставалось 30 двигателей. Этого должно хватить на более чем 20 миссий с запасом, поскольку один РД-180 используется в качестве маршевого двигателя первой ступени РН Atlas-5. Проблема в том, что двигатели будут нуждаться в обслуживании, а российские специалисты этим заниматься больше не будут. Использовать РД-180 без специалистов с опытом — это повышенный риск для каждого запуска. Тем самым первым будет нанесён удар по сектору коммерческой космонавтики, поскольку власти США запретили компании ULA выполнять запуски по военным заказам с использованием ракет-носителей с российскими двигателями с 2022 года.
Источник изображения: РИА Новости / Сергей Мамонтов
С запусками для военных тоже не всё благополучно. На замену Atlas-5 проектируется ракета-носитель Vulcan Centaur. Маршевым двигателем для «Вулкана» должен стать BE-4, который разрабатывает компания Джеффа Безоса Blue Origin. Сертификация двигателя и ракеты после многочисленных проволочек перенесена на текущий год. Руководство Blue Origin, которое лихорадит от внутренних проблем, заявляет, что двигатели проходят успешные испытания при «незначительных» проблемах с производством, и что серийный выпуск двигателей уже начат в 2021 году. Фактически это ведёт к тому, что полёты Vulcan Centaur в этом году не начнутся, хотя договор с военными уже подписан на запуски с 2022 по 2027 год.
Ракета-носитель Atlas-5. Источник изображения: ULA
Напомним, космические силы США подписали на военные запуски компании SpaceX и United Launch Alliance (ULA), тогда как Blue Origin и Northrop Grumman по итогам тендера проиграли.
Российские двигатели служили гарантией того, что в случае новых задержек с Vulcan Centaur и двигателями BE-4 запуски не прекратятся. SpaceX самостоятельно не сможет обслужить всех заказчиков в ранее оговоренные сроки. Контракты подобного рода заключаются за несколько лет до выполнения, и любой форс-мажор ведёт к срыву сроков.
AR1 в Космическом центре имени Джона Стенниса. Источник изображения: Aerojet Rocketdyne
В закромах ракетчиков США есть ещё одна разработка — жидкостный ракетный двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne. Но он также далёк от сертификации и может быть введён в оборот только через несколько лет. К тому же, под него ещё надо сделать ракету, что тоже требует времени. Год назад военные США отказались от этой разработки, но в новых обстоятельствах могут к ней вернуться.
Вчера глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подтвердил, что поставка ракетных двигателей в США и их обслуживание прекращены в ответ на антироссийские санкции. Для России это означает остановку поступления иностранных средств, но не менее болезненным это решение может оказаться для военной космонавтики США. В ближайшие годы заменить российские двигатели просто нечем. Во всяком случае, гарантий быстрой замены нет. Проект ракеты-носителя Vulcan Centaur компании ULA. Источник изображения: ULA Двигатели РД-180 для ракет Atlas-5 уже поставлены в США прошлом году в полном объёме, предусмотренном контрактами. Получатель двигателей — компания United Launch Alliance (ULA) — поспешила объявить о завершении 20-летнего контракта с российским производителем НПО «Энергомаш» ещё в августе прошлого года. Из закупленных у России двигателей РД-180 использовано 92 штуки. На середину прошлого года в запасе оставалось 30 двигателей. Этого должно хватить на более чем 20 миссий с запасом, поскольку один РД-180 используется в качестве маршевого двигателя первой ступени РН Atlas-5. Проблема в том, что двигатели будут нуждаться в обслуживании, а российские специалисты этим заниматься больше не будут. Использовать РД-180 без специалистов с опытом — это повышенный риск для каждого запуска. Тем самым первым будет нанесён удар по сектору коммерческой космонавтики, поскольку власти США запретили компании ULA выполнять запуски по военным заказам с использованием ракет-носителей с российскими двигателями с 2022 года. Источник изображения: РИА Новости / Сергей Мамонтов С запусками для военных тоже не всё благополучно. На замену Atlas-5 проектируется ракета-носитель Vulcan Centaur. Маршевым двигателем для «Вулкана» должен стать BE-4, который разрабатывает компания Джеффа Безоса Blue Origin. Сертификация двигателя и ракеты после многочисленных проволочек перенесена на текущий год. Руководство Blue Origin, которое лихорадит от внутренних проблем, заявляет, что двигатели проходят успешные испытания при «незначительных» проблемах с производством, и что серийный выпуск двигателей уже начат в 2021 году. Фактически это ведёт к тому, что полёты Vulcan Centaur в этом году не начнутся, хотя договор с военными уже подписан на запуски с 2022 по 2027 год. Ракета-носитель Atlas-5. Источник изображения: ULA Напомним, космические силы США подписали на военные запуски компании SpaceX и United Launch Alliance (ULA), тогда как Blue Origin и Northrop Grumman по итогам тендера проиграли. Российские двигатели служили гарантией того, что в случае новых задержек с Vulcan Centaur и двигателями BE-4 запуски не прекратятся. SpaceX самостоятельно не сможет обслужить всех заказчиков в ранее оговоренные сроки. Контракты подобного рода заключаются за несколько лет до выполнения, и любой форс-мажор ведёт к срыву сроков. AR1 в Космическом центре имени Джона Стенниса. Источник изображения: Aerojet Rocketdyne В закромах ракетчиков США есть ещё одна разработка — жидкостный ракетный двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne. Но он также далёк от сертификации и может быть введён в оборот только через несколько лет. К тому же, под него ещё надо сделать ракету, что тоже требует времени. Год назад военные США отказались от этой разработки, но в новых обстоятельствах могут к ней вернуться.